суббота, 16 марта 2013 г.

Пограничник

Случился тут у меня очередной когнитивный диссонанс.
Он об отстаивании границ.
О том, что я сейчас отчаянно пытаюсь отстоять своё право на то, чтобы самой устанавливать – сколько  и с кем будет длиться моё взаимодействие, каким оно будет, будет ли вообще... и то, какой впринципе будет моя жизнь.
Позволю себе поскулить и сказать, что пограничник из меня хреновый.
Вход-то ко мне сейчас безвизовый.
Косяк в том, что другим это вполне удобно, а мне, мягко говоря, не слишком. И мне за это стыдно. Ведь хорошие девочки не могут быть такими негостеприимными, злыми и эгоистичными.
Но коль уж я встала на путь к себе, так и пограничника своего надо потрудиться воспитать.
Благо Космос помогает с информацией.
Во-первых, мои уши услышали песню Mgzavrebi и Гришковец «Я с вами».
А во-вторых, глаза прочитали то, как видит человеческие границы Екатерина Савина.
И вдруг так легко мне стало: понятно и свободно.
Наверное, потому, что я перестала прятать в себе пограничника, предоставив ему безоговорочное право на существование.

Так вот рассуждение-подсказка от Е.Савиной о том, какие здоровые границы должны быть у здорового человека.

А это, на её взгляд, "такие же здоровые границы, как здоровые границы у государства:

- Государство отвечает за то, чтобы провести эти границы, и чтобы все знали, что эти границы существуют. Нужно нарисовать линию границы, поставить пограничные столбы и так, чтобы все знали, что вот с этой точки начинается чужая территория. Обозначить границы – это наша ответственность.

- За линией границы обязательно должна быть нейтральная полоса, чтобы те люди, которые пытаются перейти нашу границу, понимали, что они находятся на чужой территории, не там, где им надо было бы быть. До того, как они вмешались в мою жизнь, я уже смогу объяснить, что "ты переходишь мои границы, и это опасно". Должна быть такая буферная зона, нейтральная полоса. И это моя ответственность – показывать эти границы, держать их чёткими.

- Еще у меня есть ответственность за то, что если какие-то люди будут пытаться переходить мою границу, чтобы я им говорила, что они перешли мою границу, так делать нельзя. Стоп. У меня так, на моей территории так не поступают. Я должна защищать свою границу, а иначе меня съедят.

- Но, поскольку, мне одной одиноко в своем государстве, и мне хочется иметь обмен с другими государствами, я устраиваю визовый въезд. В тех ситуациях, когда мне это удобно, я разрешаю некоторым людям нарушать свои границы, например, я разрешаю ему позвонить мне по телефону, хотя "мой дом – моя крепость". Я это разрешаю, для меня это нормально.

- Если  уж я прочертила свои границы, я отвечаю за то, чтобы внутри на моей территории все было хорошо. Моя ответственность сделать так, чтобы в моем государстве были законы, которые приемлемы для других людей.

- Мои границы должны быть гибкими: если это будут жесткие границы до небес, это будет провокация для других людей, чтобы они их нарушали. Они будут пытаться вмешаться и посмотреть, что здесь происходит. Если они будут очень низкими, то их будет легко переступить. Они должны быть ровно такими, как мне надо и более того, они могут плавать, я когда-то могу сделать свою территорию более узкой, чтобы чувствовать себя в такой уютной норке, где я могу видеть каждый угол и знать, что здесь все хорошо, а когда-то я могу ее расширить, если я чувствую себя сильнее, и когда я буду расширять свои границы, я буду взаимодействовать со своими соседями, с их границами...

Граница даёт определенность в отношениях. 
Настоящая близость с людьми начинается тогда, когда начинают осознаваться границы.
Мы отвечаем за то, чтобы наши границы были адекватны. В здоровых границах я не играю роль, я живу своей собственной жизнью, сохраняю себя, и при этом сохраняю других людей, потому что у них тоже появляется возможность жить своей жизнью.


Для меня граница начинается с того, что я есть.
Это уже означает, что я имею право на свою территорию, я имею право жить.
Это дает мне право на очень многие вещи.
- Это дает мне право быть самой собой, иметь собственное мнение по самым разным вопросам, если оно ошибочно, я буду его менять.
- Я имею право отказать другому человеку, если он меня о чем-то просит. Я имею право отказать, и не чувствовать, что я эгоист.
- У меня есть право знать, какая я хорошая, не то чтобы гордиться и вешать плакаты, какая хорошая, но вот знать, что есть вещи, которые мне в этой жизни удаются. Мне они удаются с Божьей помощью, но они удаются именно мне.
- Я имею право злиться, обижаться, радоваться, я имею право на весь спектр чувств, который существует. На зависть, на ревность, на страх... на все. Другое дело, что я буду делать с этими чувствами.
- Я имею право на то, чтобы со мной обращались как со взрослым человеком, даже если я еще не совсем взрослый человек. Все равно в какой-то степени я взрослая.
- Я имею право не объяснять никому, почему я поступаю так, а не иначе. Я могу не выстраивать никакой логики.
- Я имею право передумать.
- Я имею право совершать ошибки и признавать их.
- Я имею право сказать: "Я не понимаю! Меня это не касается! Мне не интересно! Я не согласна!"
- Я имею право сама оценивать свое поведение.
- Я имею право расти, учиться, изменяться.
- Я имею право двигаться в каком-то направлении, и у ни у кого нет права сказать мне: но вчера же ты думала иначе! Я имею право передумать, я имею право вырасти в своих решениях.

При этом у меня есть не только права, но у меня есть еще и ответственность за то, чтобы все это осуществлялось. И моя граница – это реализация ответственности.


Мне даны таланты, и моя ответственность – что я с ними буду делать.

У меня есть моя собственная жизнь, и у этой жизни есть цель, она может не обозначаться какими-то словами, а это жизнь, движение.

И вот все это мне нельзя потерять, поэтому я поставлю такой заборчик и буду хранить, оберегать, любить то, что у меня есть".
 

P.S. И ещё одна цитата в тему от Елены Фетисовой: "Мы довольствуемся собственным всезнайством, всё на свете пытаемся свести к своему жалкому, маленькому опыту, к умозрениям "а как должно быть", не желая и знать – а как бывает и почему..."